Виды саней для лошади и их самостоятельное изготовление

Для всякого фермера рано или поздно становится актуальным вопрос, как сделать сани для лошади. Это животное и сейчас, в век развитых технологий, остается незаменимым для сельской местности.


Для всякого фермера рано или поздно становятся актуальным вопрос, как сделать сани для лошади

Сейчас можно найти массу предложений. Среди зимних повозок — и русские сани, и беговые, и крытые экипажи, и даже всяческие экзотические варианты, напоминающие стародавние крестьянские дровни. Но отдавать круглую сумму за то, что можно создать самому, неразумно.

Виды саней

  • беговые — лёгкие сани, используемые для тренировки рысистых пород лошадей;
  • возок — закрытый вариант с сиденьем и спинкой;
  • волокуши — это жерди, привязанные к лошади, а на них уже кладут груз; при движении они волочатся по земле;
  • дровни — сани без кузова;
  • розвальни — сани широкие и очень низкие;
  • чуньки — грузовой вариант;
  • городские — лёгкие, высокие, с узким полозом, предназначенные для одного или двух человек;
  • европейские — имеющие тормоза.

По материалам:

Сейчас в основном пользуются разными материалами при изготовлении, чтобы сделать конструкцию дешевле и надежнее.

Особенности выбора размеров и материалов

Сани сделать можно, но это займет довольно много времени и вашего умения. Если вы столяр, сварщик и на все руки мастер, тогда смело можете начинать. А лучше взять помощника — будет веселее и легче.

Определитесь, какие сани вам нужны. Выбирайте материал, из которого будите делать зимнюю повозку, и комплектующие элементы – от этого зависит вес готовых саней. Важно заранее сделать чертеж и произвести расчет основных частей.

Самые простые сани состоят из полозьев и сиденья монолитно соединенных между собой. Традиционной древесиной для саней считаются дуб, ива, вяз, береза и черемуха.

Чертеж

Размер саней зависит от многих факторов. Например, ширина полоза зависит от дороги, по которой будут ездить. Разлет полозьев должен соответствовать колее дороги. И чем рыхлее снег, тем шире полоз. Высота саней и размер зависят от породных особенностей лошади и от высоты колеи дороги.

Для средней лошади можно взять следующие размеры:

  • длина – 1,8 м;
  • ширина – 1,25 м;
  • высота – 0,3м;
  • ширина между полозьями – 0,8 м.

Ниже представлен универсальный чертеж деревянных саней с металлической полосой на полозьях.

Материалы

Полозья можно сделать из дерева, металла. На деревянных внизу можно прикрепить металлическую полосу для лучшего сцепления с поверхностью.

Древесину для полозьев требуется заранее подготовить и обработать. Металлические полозья можно с помощью сварки сделать самим или заказать мастеру.

Самый простой вариант сделать полозья — взять трубу и согнуть так, как нужно по конструкции.

Необходимые дополнительные материалы:

  • металлические трубы, листы, уголки, профиль;
  • листы фанеры;
  • деревянные доски;
  • металлические болты;
  • деревянные клинья;
  • лак для дерева, краска по металлу;
  • инструменты для работы с деревом;
  • сварочный аппарат.

Последний этап

Теперь работа практически завершена, практически весь материал израсходован. Но осталось несколько банок краски и лака. Теперь нужно эту повозку покрасить. Перед тем как приступить к покраске и лакировке, нужно избавиться от неровностей и шероховатостей.

Цвет можно выбирать в соответствии с собственными предпочтениями. Можно покрасить в нейтральные оттенки или сделать свою повозку яркой и заметной издалека. А можно просто покрыть лаком дерево. Так зимняя повозка будет выглядеть аутентично.


Цвет вы можете выбирать сами
После зачистки и покраски осталось лишь пробное запрягание. Не следует нагружать телегу перед обкаткой, надо просто запрячь лошадь и прокатиться несколько километров, чтобы проверить, как себя ведут сани.

Если в хозяйстве несколько коней, то можно опробовать обкатку повозки, запряженных разными лошадьми.

Изготовление

Поэтапный вариант сборки зимних металлических саней:

  1. Изготавливаем полозья. Берем 2 железных трубы (нержавеющая сталь) диаметром 30–40 мм. Если длина саней 1,8 метра, труба должна быть 2,8 метра с учётом загибов. Трубогибом одинаково сгибаем трубы с передней стороны и загибаем на 20 см с задней — для хода назад.
  2. На полозья привариваем металлическую полосу шириной 4 см. Она будет служить для устойчивого хода по снегу.
  3. Изготовление стоек и поперечных перекладин. Количество стоек зависит от массы груза, который вы собираетесь перевозить. Возьмем 8 стоек (по 4 на каждую сторону) и 4 перекладины. Трубы диаметром 10 мм соединяем сваркой между собой и к полозьям. Высота от полозьев до места соединения с перекладинами 20-30 см. При скреплении стоек с полозьями учитывайте, что крайняя стойка не должна находиться на краю полозьев. Впоследствии это может привести к излому полоза.
  4. Изготовление кобылок. Из трубы нарезаются кобылки длиной 10-20 см. Привариваются к полозьям и перекладинам.
  5. На оглобле приваривается поперечная планка с петлями и крючками.
  6. Изготовление настила. Очень простой вариант взять фанерный лист. Вырезать по ширине и соединить металлическими болтами с поперечными перекладинами. Можно взять металлический лист и приварить его к перекладинам и стойкам, но это сильно утяжелит конструкцию.
  7. Покрасить.

Упражнения для приучения лошади к саням

Сразу, как только вы захотели, лошадь в сани запрячь не удастся. Лошадь может испугаться и потом не встать в сани. Приучать нужно аккуратно и терпеливо.

Лошадь должна быть упряжная – рабочая, обучена уступке – заднему ходу.

Причем осаживать должна ровно, прямо.

  1. Для начала походите с лошадью вокруг саней. В них можете положить немного сена, упряжь, дугу. Лошадь должна привыкнуть и познакомится с новым для нее предметом.
  2. Как только лошадь привыкнет, сделать сани движущимися. Привлекая внимание лошади, начинайте двигать их назад и вперед.
  3. Начинайте заводить в оглобли лошадь вперед к саням. Если там лежит сено это, упростит задачу. Лошадь будет тянуться к еде. Постарайтесь, чтобы она зашла туда сама. Так она привыкнет к узкому пространству оглобель.
  4. Чтобы лошадь видела, садитесь в сани, отходите от них, снова подходите, садитесь, прыгайте, что-то делайте в них. Издавайте какие-то звуки, шумите, но будьте осторожны – лошадь может при этом резко дернуть и убежать. Приучаем ее к тому, что в санях есть человек и он что-то в них делает.
  5. Следующий шаг – приучаем лошадь не бояться подхода саней сзади. Закрепляем поводья лошади и потихоньку накатываем оглоблю с санями на лошадь. Затем оглоблей прикасаемся к различным частям тела лошади с разных боков.
  6. Приучаем к падению оглобли. Возьмем в руки оглоблю, лошадь должна видеть ее. Немного отойдем в целях безопасности. Поднимаем на полметра от земли и бросаем. При этом сами будьте осторожны — в первый раз лошадь может дернуться и отскочить в сторону.
  7. Во второй раз оглоблю поднимаем выше и опять бросаем. Лошадь должна видеть, что она не причиняет ей никакого вреда. Хвалим свою лошадку, разговариваем с ней. Делаем это упражнение до тех пор, пока лошадь не будет реагировать на падение оглобли.

Сам процесс

Процесс по упряжи лошади состоит из таких шагов.

  1. Вначале нужно одеть уздечку на лошадь. Нагрейте в руке трензель, чтобы они не повредили рот животного.
  2. Возьмите в левую руку упряжь, а в правую — шею лошади и кладите ее на лошадь так, чтобы седелка была на нужном месте. Поправьте гриву лошади и шлеи, чтобы они ровно лежали на животном.
  3. Потом затягиваем подпругу так, чтобы живот животного не сильно был передавлен.
  4. Оденьте через голову лошади хомут.
  5. Заведите коня в оглобли и закрепляем его. Параллельно прикрепите дугу.
  6. Оглобли нужно прикреплять за петлю сиделки.
  7. Нужно затянуть на хомуте супонь.
  8. Проверьте, как вы закрепили дуги, так как это влияет на то, будет ли животному больно при толчках.
  9. Пристегните вожжи к узде.
  10. Когда вы запрягаете три лошади, тогда боковые пристяжи лошадей нужно пристигнуть за шлеи.

Важно перепроверить, как вы запрягли лошадь, чтобы сани не перевернулись или не распряглись во время езды. Мало того, упряжка не должна причинять боль животному.

Как правильно запрягать коня

Обычно русские сани по своему строению очень похожи на телегу. Они оборудованы оглоблей и дугой. Именно поэтому метод запрягания коня у них полностью одинаковый. В случаях, когда необходимо запрячь тройку лошадей, применяется троечная упряжь, в которой коренник обязательно запрягается в оглобли, а две другие лошади пристегиваются за шлеи.

Но необходимо заметить, что в Украине сани применялись рабочие с комбинированной дышловой и постомочной упряжью. Главным отличием подобной упряжи является наиболее простая конструкция, в которой вместо оглобли применяется только дышло, расположенное посредине саней, а конь пристегивается за постромки.

Порядок, запряжки лошади следующий:

  1. Подобно случаю с телегой обязательно вначале надевается уздечка на коня. Но в зимний период необходимо погреть в ладони металлический трензель, чтобы при очень низкой температуре он не травмировал нежные ткани рта коня.
  2. Далее на тело лошади надевается шлея с постромками. Необходимо завести коня к передней части саней справа от дышла, а потом за специально вдетые кольца пристегнуть постромки.
  3. Специально изготовленная цепь или ремень, которые принято называть нашильником от дышла, надевается на голову коня и располагается в наиболее узком отделе шеи. Это место находится сразу за затылком лошади.
  4. В конце пристегиваются вожжи и конные сани можно считать готовыми к применению.

Основные принципы построения

Несмотря на то, что русские сани весьма разнообразны, у них у всех одинаковый принцип строения. Основной их частью являются загнутые по краям полоски внизу короба. Обычная их длина в загнутом виде – 2 м. 25 см., а высота – не более 80 см. Ширина колеи между ними -57 см.

Кроме полос для скольжения к основным частям таких повозок относятся рама, щиток, скалка, оглобли. Все детали между собой должны быть качественно скреплены.

Подробная инструкция по изготовлению саней для лошади своими руками

Наиболее важным и сложным элементом в конных санях являются полозья. Лучше всего их изготавливать из металла, чтобы ускорить процесс сборки. Идеально подойдет простая углеродистая сталь или нержавейка. Качественные полозья лучше всего изготавливать кованными плоскими из цельного листа металла, но очень часто их делают из обычных металлических труб. Чтобы их правильно согнуть необходимо будет воспользоваться помощью других людей или специальных приспособлений.

После окончательного изготовления полозьев, можно переходить к сборке основы изделия. Она представляет собой поперечные стойки и перекладины, расположенные с обеих сторон. Они изготавливаются из металлического профиля или труб. Абсолютно все элементы конструкции необходимо надежно закрепить при помощи сварочного аппарата.

Стоит не забыть оснастить конные сани хорошими тормозами. Это довольно просто сделать, когда полозья уже изготовлены. Тормоза представляют собой специальные колодки, состоящие из резины с рычагом. Такие тормоза можно использовать, как стояночные или ходовые.

Далее, необходимо к передней части приварить пластины из металла, на которые впоследствии будут крепиться оглобли. После окончания изготовления ходовой части, можно приступать к кузову саней. Он делается из дерева и бывает самых разнообразных конструкций. Сделайте для этого зарисовку или чертеж. Это поможет воплотить в жизнь наиболее смелые решения. После изготовления кузова, его внутреннюю часть и днище можно обшить листами фанеры, а сверху обклеить войлоком или дерматином. В конце работы закрепляются оглобли из дерева и конные сани можно считать готовыми.

Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.

Как сделать телегу?

Инструменты и материалы

Делаем сани своими руками

Инструменты и материалы

Видео «Как делают сани»

Комментарии и Отзывы

Преимущества установки сидений на алюминиевые салазки в микроавтобусе.

Направляющие крепления сидений дают возможность передвижения пассажирских рядов, если нужно освободить площадь для багажа, или простого демонтажа мест. Это необходимо при потребности мгновенной перепланировки из многоместного экскурсионного автобуса в комфортабельный минивэн для перевозки делегаций. Алюминиевые салазки облегчают уборку внутреннего пространства микроавтобуса.

Установи сам салазки для сидений микроавтобусов.

Различают две разновидности:

Наружный тип салазок устанавливается сверху напольного покрытия или на боковину салона, выступая от поверхности на 15 мм. Внутренние салазки для сидений врезают в настеленную фанеру и транспортный линолеум, образуя ровную плоскость пола. В пазах салазок размещаются мебельные болты или 5 мм закладные пластины с нарезанной резьбой, впоследствии к ним монтируются стойки сидений.

Как уже упоминалось в предыдущей части, Сиденья, часть 2 ( Изготовление креплений ковшей ). хотелось, чтобы водительское сидение имело продольную регулировку. Для реализации этой задумки у Алексея были еще давно куплены салазки, с нужной нам регулировкой, от Опеля ( вроде от Астры ).

Салазки новые, словно только что из магазина и мне предстояло нарушить всю эту нетронутость. Причем — очень кардинально. Фото процесса отрезания лишнего и приблизительных примерок не делал, к сожалению. Прежде чем приступать к резке, сделал для салазок из толстой фанеры » как бы кондуктор «. Прикрутился к нему и в ход пошла болгарка. То что явно не будет задействовано подвергалось безпощадному удалению. Здесь главное было не срезать лишнего, поскольку надо было к чему-то прикручивать » черновые » варианты пластин крепления сиденья. Да — да, именно так… Конечно, изготовление » черновых деталей » заняло много времени, плюс примерка самого сиденья, но я выбрал именно такой вариант. Резать, сверлить и обтачивать приходилось более чем достаточно. Стандартные усиливающие трубки в салазках пока не срезал, без надобности решил пока этого не делать. Для первого проверочного варианта на салазках, в оставшихся частях штатных креплений сидушек, просверлил отверстия, аналогичные тем, что просверлены в » черновых пластинках «, прикрутился через них и поставил сиденье.

Так-так, самое интересное, берем ключи и ковш, идем к машине. Попытка номер один — ставим сиденье в Восьмушку… Усаживаемся и смотрим, что получилось. Вышло следующее — ковш надо ставить много ниже, чем есть на данный момент. До потолка запас есть, но мало — с учетом установки труб для крепления ковша его вообще не будет … К слову сказать, Наставника » Первый вариант » сильно не устроил. Получив от него должные рекомендации и корректировки приступил к работе. Снимаем … Снова резать, точить и сверлить. На сей раз пришлось удалять и поперечные трубки усиления, и вообще все, что препятствует закреплению ковша в самом нижнем положении. После все этого можно снова примерить сиденье.

Вторая попытка … Хм … Лучше, причем намного) Но все равно не то… Надо еще ниже. На этом этапе даже срезал рычаг регулировки салазок. А еще понадобилось кардинально переделать пластины, к которым прикручивается сидушка. Когда все подготовил, снова примерка ковша. Результат лишь чуть-чуть лучше, чем во второй попытке. НО, Наставника и меня уже начинает устраивать результат)) Алексей предложил попробовать закрепить ковш еще ниже … Давай попробуем — небольшой запас еще есть.

Очередная доработка пластин, пересверливание отверстий в последних, еще Чуть-Чуть обрезание лишнего металла и … Снова примерка! Усаживаюсь. Здорово! Запас до потолка приличный! Все — ждем Наставника, чтобы он тоже попробовал результат четвертой попытки. На следующий день, Алексей утвердил и одобрил результат. Ура! Осталось сделать чистовой вариант крепежных пластин, с необходимым количеством регулировочных отверстий, прихватить сваркой и изготовить усилители для жесткости конструкции) Собственно этим я и занялся после работы и в выходные. Все доделал и примерил ковш — то что надо!

Полученным результатом довольны — задумка удалась!

Ниже фото начала сварочных работ, посему не удивляйтесь, если видите не проваренные участки …

Как сделать телегу?

Телега для лошади представляет собой отдельный вид гужевого транспорта и имеет несколько видов. Именно поэтому вам нужно сразу перед тем, как ее делать своими руками, определиться, для каких целей и какого типа вам нужна повозка. Если это будет исключительно работа по перевозке грузов, то достаточно будет иметь дроги или телегу по типу платформы, то есть без бортов с обычным плоским дном. Если же вам нужно будет перевозить на телеге сено, другие материалы и использовать ее в качестве транспортного средства, то нужно делать с бортами.

Также сразу стоит предусмотреть, сколько лошадей вы будете впрягать в повозку. Дело в том, что одноконная и пароконная телега отличается по своей сути и изготовлению. Одноконная в России имеет оглобли и дугу, а пароконная – дышло. Если вы будете делать украинский вариант, то здесь дышловая повозка или воз применяется как для одной лошади, так и для пары. Заметим, что дышловую телегу делать проще своими руками, чем дуговую.

Важные моменты

Прежде чем приступить к изготовлению, вам стоит немного узнать конструкцию телеги, ее основные части. Итак, главным элементом любой повозки является ее ходовая часть. А это две оси (передняя и задняя), колеса и сама рама, на которую устанавливается кузов или платформа. Также есть стойки, которые как бы выполняют роль амортизаторов. При этом задняя ось делается стационарной, то есть без движения, а передняя ось поворачивающаяся, за счет этого будет осуществляться поворот.

Следующие важные элементы – это оглобли в дуговой одноконной повозке или дышло в пароконной (украинский воз). Оглобли и дышло крепятся к передней оси, так как за счет них поворачиваются передние колеса. Раму желательно делать сварной металлической, так как на нее будет идти весь груз повозки. Саму же телегу делают деревянной.

Что касается размеров, то раньше стандартным была ширина телеги около 1,5 метра, а длина – 3 метра. Высота уже зависит от вашего желания и габаритов коня, но стандартно делается от 0,5 до 0,7 метра.

Инструменты и материалы

  • Деревянные доски;
  • сварная рама и оси колес;
  • сварочный аппарат;
  • 4 колеса (авто- или мототранспорт);
  • металлические трубы или П-образный профиль;
  • гвозди;
  • молоток;
  • инструменты по обработке дерева (пила, ножовка, наждачка, шлифовальная машинка);
  • прочий инструмент по необходимости;
  • чертежи.

Делаем сани своими руками

Купить сани может каждый, но не для всех это будет доступно, так как стоимость их весьма немалая. Что же, остается сделать своими руками. Тем более, что сани были излюбленным транспортом людей. Об этом смотрите на видео автора pashinkirill.

Инструменты и материалы

Перед тем как делать сани для лошади, вам нужно определиться, из какого материала будет самая важная часть – полозья. Они могут быть металлическими или деревянными. Если хотите делать из дерева, то понадобятся специальные умения и знания по подготовке дерева и его изгибания. С металлом проще, здесь нужно будет лишь в мастерской выковать полозья.

  • Деревянные доски;
  • фанера;
  • листы металла;
  • уголки или профиль металлический;
  • металлические трубы;
  • лак, краска;
  • инструмент по обработке дерева;
  • прочие инструменты по необходимости;
  • чертежи.

Пошаговая инструкция

  1. Самое первое и самое сложное дело – это полозья. Их будем делать металлическими – так проще. Подойдет нержавеющая или обыкновенная углеродистая сталь. Полозья лучше сделать кованными плоскими из сплошного металлического листа, но также есть практика использования труб. Но чтобы их согнуть понадобятся помощники.
  2. Когда полозья готовы, переходим к основе — поперечные перекладины и стойки, которые располагаются с двух боков. Их делать можно из труб или профиля. Все части нужно будет сварить.
  3. Важная часть саней — тормоза. Когда полозья готовы, делаем их самым простым образом – колодочные в виде резины с рычагом. Это будет и ходовой, и стояночный тормоз.
  4. К передней части привариваем металлические пластины, на которые потом прикрепятся оглобли.
  5. Когда ходовая часть готова, из дерева делаем кузов саней – это как уже ваша фантазия будет работать. Конечно, сначала делаются чертежи. После дно и внутреннюю часть можно обшить фанерой и даже сверху прикрепить мягкий материал для удобства, например, дерматин или войлок.
  6. В последнюю очередь крепим деревянные оглобли и все – сани для лошади своими руками готовы!
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]